- Подробности
-
Просмотров: 2788
Третий уровень - система потребностей и соответствующих мотивов довольно гармоничная, осознанная, человек может регулировать и характер, и средства их удовлетворения.
Почему возникает необходимость отличать мотивы от целей?
Ведь в теории исследователи всегда описывают их как явления, непосредственно связанные одно с другим. Необходимость порождает состояние потребности. Осознание потребности является актом осознания мотива, а наполнение мотива определенным содержанием, идентификация его с объектами и явлениями объективного и субъективного мира предопределяет принятие той или иной цели, т.е. определение направления, в котором следует идти, чтобы удовлетворить потребность. Так описывают процесс возникновения целей у индивида в пособиях по психологии.
Тем не менее, в жизни все значительно сложнее. Во-первых, у человека всегда есть не один, а несколько актуальных мотивов, т.е. его поведение и деятельность полимотивированы. Во-вторых, может произойти неадекватное определение мотивов и целей. В конце концов, в профессиональной деятельности репетитора английского языка происходит отделение целей от личностных мотивов, поскольку многие цели определяются нормативно, как совокупность обязательных требований к деятельности исполнителя. Такие цели не всегда совпадают с мотивами, которые предопределяют деятельность индивида, и даже могут существенным образом расходиться с ними. В таком случае человек действует, считая, что реализует определенные профессионально значимые цели, тогда как фактически вся его деятельность или определенное действие регулирует влияние мотива, который не совпадает с целью. Исследования убеждают, что в конфликте между осознанными формальными целями и неосознанными мотивами чаще всего побеждают последние.
Общая характеристика индивидуальных систем не отображает специфики педагогической деятельности репетитора английского языка. Наша задача - понять именно те особенности проявления структурных составляющих деятельности, которые присущи педагогической профессии. Как известно, признаком педагогической деятельности есть ее направленность на другого человека. Поэтому в проекции на педагогическую деятельность главным критерием реализации мотивации как структурного элемента будет представление в ней интересов другого человека. Ведь ученики, как и репетитор английского языка, также имеют индивидуальные системы актуальных потребностей и соответствующих мотивов.