Строгая мама....

Однажды зашла вечером за 3-х летним  сыном в детский сад, а воспитательница из другой группы, подменявшая во время болезни нашу воспитательницу, сказала мне не то с сочувствием, не то с осуждением: «Уж больно он у вас непослушный и агрессивный. Вы, наверное, с ним очень строги?» Я была очень удивлена, так как ни в коей мере не считала себя строгой мамой.

 

 

Как? Я? Всегда стремящаяся понять сына, уважающая его мир, интересы, и очень строга? Но слова воспитательницы вот уже много лет не выходят у меня из головы.


Не выходят потому, что отношения мои сыном складываются сложно, мне с ним бывает очень трудно. «Непослушный», - сказала воспитательница. Наверное, и так можно назвать его, очень ранимого, коммуникабельного, с обостренным чувством собственного достоинства. Как закрепляются в характере те или иные черты? Кажется, растишь ребенка и вроде бы все видишь, знаешь, как живет, развивается, а он неожиданно удивляет тебя своим характером. В таком случае мы склонны многие черты характера считать врожденными.

Отчасти, наверное, так, но память подсказывает и другое. Листаю дневниковые записи:
«Приучаю одеваться, стараюсь уговорить, но быть настойчивой. Иногда грозилась уйти, а его оставить одного».
«Сегодня вечером не играла с ним, не читала, не разговаривала».
«Наказываю его  тем, что оставляю в комнате одного». И это все о сыне, когда ему было 2-3 года. Сейчас гляжу на чужих малышей и умиляюсь, какие они маленькие, беззащитные, ранимые. Но почему совершенно не было у меня такого чувства к своему ребенку? Почему так много в моих записях слов «наказание»?


Кажется, было в моем отношении к сыну много категоричности вместо гибкости и терпения. Позднее я немного научилась гибкости: где не обращала внимания на непонятные мне капризы, где спокойно ждала, когда он выкричится, где шутка выручала.
Жаль, что так робок, так слаб, был голос моей интуиции. Чувствовала, что не всегда поступаю правильно, но не могла до конца осознать этого. Только дневниковые записи напоминают об этом: «Мое - не буду разговаривать, читать - действует по мановению волшебной палочки. Боюсь только, не злоупотребляю ли я этим? Кажется, мои наказания делают его агрессивным».

 

 

Не стоит ли за этими педагогическими ошибками, за ударными средствами воздействия на ребенка, за волевой педагогикой неуважение к ребенку как к личности, неверие в его душевные силы? И не следствием ли этого является неразвитость чувств, черствость, даже жестокость?


Сколько раз ребята подходили ко мне, репетитору английского языка, с просьбами: не говорите маме,  ругать будет или отец побьет. И не говорю - раз в этих семьях все представления сместились.


Когда человек учится, он всегда ошибается. Удачи и неудачи чередуются. Но если за неудачей следует наказание, то переставляются акценты: ребенок боится быть наказанным, и только. Ни стыду, ни самолюбию места не остается.

Дорогие родители и педагоги, давайте будем терпимее к нашим детям – самому дорогому, что есть у нас в жизни! 

Голосование

Где вы предпочитаете заниматься английским языком?

У себя дома - 48%
Дома у преподавателя - 28%
На работе - 12%
В нейтральном месте - 12%

Кол-во голосов: 25
The voting for this poll has ended on: 05 Июль 2013 - 15:08

Статистика

Количество просмотров материалов
904928