Проблема наказания и поощрения в педагогике

Проблема наказания и поощрения ребенка в педагогике и психологии — одна из самых практически злободневных. Типичные ситуации, когда она вспыхивает сигнальным огнем тревоги, известны всем в одном варианте: ребенок не слушается. Не слушается настолько, что начинает агрессивно сопротивляться любому воздействию взрослых и даже кричать: «Буду плохим!!»


Такое поведение появляется очень рано - к середине третьего года жизни ребенок уже может выбрать именно этот вариант поведения. Увы! Это далеко не устраивает взрослого, и он применяет все доступные ему воспитательные воздействия, чтобы ребенок немедленно стал хорошим, немедленно, сию минуту... Заставить трудно, но, чаще всего, можно. Но вот почему ему хочется быть плохим? Разве мы не учим его с первого дня, что всеми одобряется и всячески поощряется только хорошее поведение, что только хорошие мальчики и девочки доставляют радость окружающим взрослым. А тут - «буду плохим!» Чем же сладок для ребенка этот запретный плод плохого поведения?
Только что пошел в ясли, весь первый день плачет. Трудно в два года надолго остаться без мамы. Уговаривают, утешают, а он упрямится: «Буду плакать, буду плакать». Потом доверительно говорит матери: «Я буду плакать, и ты за мной придешь...» Уверен, что только слезами можно вернуть маму. Вот вам и упрямец, он просто по-другому не умеет наладить эти сложные отношения встреч, ожиданий, расставаний.
Упорно отказывается извиниться за проступок. Через некоторое время, когда страсти улеглись, бабушка спрашивает виновницу: «Ну, поняла, что ты неправильно сделала?» - «Поняла, я не говорила «Извини». Вот и поняла! Ругали, наказывали за неуважительное отношение к бабушке, а она его и не заметила.


Дедушка никак не может найти верный тон с внуком: то заигрывает с ним, то предельно требователен. На запрещения деда внук практически не обращает внимания, дед выходит из себя и шлепает его. Малыш отчаянно набрасывается на деда: «Я буду деда бить...» Агрессивность ребенка вызвана неопределенностью отношений, тем напряжением, которое эта неопределенность порождает. Чтобы осуществить выбор нужного, приемлемого другими способа поведения, малыш должен уметь этот выбор делать. Он еще только учится выбирать, оценивать, сопоставлять свои действия с взрослой шкалой оценок: хорошо - плохо.

Осуществить выбор ему помогает или мешает поведение взрослого. Помогает последовательность и однозначность действий, и мешает хаотичность, суетливость, изменчивость, непостоянство оценок. Вот поэтому такое большое значение в общении с ребенком в любом возрасте приобретает единство слова и дела взрослого, единство отношения и способов выражения отношения.

Статья подготовлена репетитором английского языка в Санкт Петербурге Нонной Гук.

Голосование

Где вы предпочитаете заниматься английским языком?

У себя дома - 48%
Дома у преподавателя - 28%
На работе - 12%
В нейтральном месте - 12%

Кол-во голосов: 25
The voting for this poll has ended on: 05 Июль 2013 - 15:08

Статистика

Количество просмотров материалов
904957