Синтаксическое явление фразеосхема

К более сложным случаям, связанным с наличием / отсутствием сочетаемостных возможностей, относятся те, где «осколок» состоит из незнаменательных слов. Вторичные междометия противопоставлены здесь не стандартным предложениям, а так называемым фразеосхемам, или синтаксическим фразеологизмам, из которых такие междометия и произошли.

(Статью подготовила репетитор английского в городе Санкт Петербург Нонна Гук - частные уроки английского языка). 

Как синтаксическое явление фразеосхемы описывают  Шмелев 2002: 413-438; РГ1980, т. II: 217; Величко 1996. Фразеосхема – это уже почти идиома. Она состоит из нескольких фиксированных компонентов и одной открытой валентности. В качестве примера можно привести фразеосхему Что за Х, функционирующую в качестве вопросительного или восклицательного высказываний: Что за Х (шум, крик, возня)? Что за Х (вид, девчонка, книга)!В обоих контекстах есть «застывший», идиоматизированный набор компонентов Что за и валентность Х, занимаемая открытым списком имен определенной семантики.


Оказывается возможным отграничить вторичные междометия от репликовых частиц на основании возможности / невозможности служить реакцией на неречевой, ситуативный стимул.


Вопрос, насколько такое противопоставление релевантно для разведения единиц по разным частям речи, остается открытым.
Если все же принять такое противопоставление, то реплика «Что такое» должна быть отнесена к вторичным междометиям, в отличие от семантически близкой ей единицы.

То есть как, которая относятся к модальным репликовым частицам. Сопоставим возможности их употребления, последовательно заменяя в конкретном контексте междометие на модальные репликовые частицы.


Разграничение междометий и репликовых частиц согласуется в большинстве случаев с результатами морфологической классификации Р.П. Рогожниковой в Словаре сочетаний, эквивалентных слову (Рогожникова 1983), где единицы:

Да ну; Вот именно; Ещё бы!; Ещё как определяются как частицы, а единицы Ишь ты; Вот тебе (и) на; Вот тебе раз; Вот это да! определяются как междометия.

Голосование

Где вы предпочитаете заниматься английским языком?

У себя дома - 48%
Дома у преподавателя - 28%
На работе - 12%
В нейтральном месте - 12%

Кол-во голосов: 25
The voting for this poll has ended on: 05 Июль 2013 - 15:08

Статистика

Количество просмотров материалов
1181172